Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Итоговое собеседование по русскому языку



Итоговое собеседование –

12 февраля 2020 года




О процедуре проведения итогового собеседования   

  Итоговое собеседование по русскому языку (далее - итоговое собеседование) для учащихся 9 классов вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников.

 Успешное прохождение итогового собеседования с текущего учебного года будет для девятиклассников допуском к государственной итоговой аттестации (далее - ГИА).

 Данная норма определена Порядком проведения ГИА, утвержденным совместным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07 ноября 2018года №189/1513.

  Результатом итогового собеседования является «зачет»  или «незачет».

 При проведении собеседования будет использована неавтоматизированная технология, которая не предполагает заполнения обучающимися бланков и их обработки. Данная технология  успешно апробирована в ноябре 2018 года.

Сроки и места подачи заявлений на прохождение итогового собеседования

  Для участия в итоговом собеседовании по русскому языку обучающиеся IX класса подают заявления в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования. Заявления подаются не позднее чем за две недели до начала проведения итогового собеседования по русскому языку. Участники итогового собеседования с ОВЗ при подаче заявления на участие в итоговом собеседовании предъявляют копию рекомендаций ПМПК, а участники итогового собеседования – дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей инвалидность, а также копию рекомендаций ПМПК.

Особенности проведения итогового собеседования по русскому языку для отдельных категорий обучающихся

Скачать  заявление на похождение итогового собеседования и согласие на обработку персональных данных в формате .doc

Сроки проведения итогового собеседования

О сроках проведения итогового собеседования по русскому языку в Ленинградской области

- 12 февраля 2020 года

Дополнительные сроки

- 11 марта 2020 года

- 18 мая 2020 года

Сроки, места и порядок информирования о результатах итогового собеседования 

       

 Комплекты текстов, тем и заданий итогового собеседования по русскому языку доставляются Рособрнадзором в день проведения итогового собеседования по русскому языку. Хранение комплекта текстов, тем и заданий итогового собеседования по русскому языку осуществляется в условиях, исключающих доступ к нему посторонних лиц и позволяющих обеспечить его сохранность. Проверка ответов участников итогового собеседования по русскому языку завершается не позднее чем через пять календарных дней с даты его проведения. Ознакомление с результатами итогового собеседования осуществляется в местах подачи заявления.

Результатом итогового собеседования по русскому языку является «зачёт» или «незачёт».

  Повторно допускаются к итоговому собеседованию по русскому языку в дополнительные сроки в текущем учебном году (во вторую рабочую среду марта и первый рабочий понедельник мая) следующие обучающиеся:

- получившие по итоговому собеседованию по русскому языку неудовлетворительный результат («незачет»);

- не явившиеся на итоговое собеседование по русскому языку по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;

- не завершившие итоговое собеседование по русскому языку по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.

На итоговом собеседовании перед обучающимися ставятся 4 задачи:

  1. Выразительно прочитать текст.
  2. Пересказать прочитанное, вставив в свой пересказ предложенную цитату.
  3. Построить монологическое высказывание с опорой на предложенный план.
  4. Принять участие в диалоге на выбранную тему.

Собеседование длится всего 15 минут ( +30 минут для обучающихся с ОВЗ, детей инвалидов).

Участникам итогового собеседования с ОВЗ предоставляется право выполнить только те задания КИМ итогового собеседования, которые с учетом особенностей психофизического развития посильны им для выполнения.

Основанием для выполнения отдельных заданий, предусмотренных КИМ итогового собеседования, и оценивая по критериям, по которым данный участник итогового собеседования может быть оценен, являются соответствующие рекомендации ПМПК.

Для успешного прохождения собеседования участникам с ограниченными возможностями здоровья (глухие, позднооглохшие) необходимо набрать 5 баллов.

Баллы

Результат

0 – 4

«незачет»

5 – 10

«зачет»

Во время проведения итогового собеседования участникам итогового собеседования запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

О сроках, местах и порядке информирования о результатах итогового собеседования по русскому языку в Ленинградской области


Описание процедуры проведения и оценивания итогового собеседования

Кабинеты, где проводится итоговое собеседование, оборудуются рабочими местами для аудиозаписи ответов. Обучающиеся поочередно приглашаются в аудиторию, экзаменатор-собеседник проводит итоговое собеседование, а эксперт во время процедуры оценивает ответ участника по специально разработанным критериям.

На выполнение заданий отводится примерно 15-16 минут; для участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов по их желанию продолжительность может быть увеличена на 30 минут. Реализуя это право, участники с ограниченными возможностями здоровья для увеличения времени ответа должны предъявить копии рекомендации ПМПК, а дети-инвалиды и инвалиды − справки, подтверждающие инвалидность.

Каждый вариант КИМ (контрольных измерительных материалов) итогового собеседования состоит из двух частей, включающих в себя по два задания базового уровня сложности. Части между собой тематически не связаны.

Первая часть.

Задание 1: выразительное чтение вслух текста научно-публицистического стиля, посвящённого кому-то из выдающихся людей России разных эпох (объём 160 – 200 слов). На подготовку отводится до двух минут, при этом ученик имеет право делать в КИМ графические пометы, вести краткие записи, например, подчёркивать ключевые и трудные слова и выражения, отмечать микротемы. В данном задании контролируются навыки техники осмысленного чтения, то есть проверяется понимание школьником содержания читаемого, проявляющееся в правильном оформлении фонетической стороны устной речи: соответствие интонации знакам препинания текста - паузация, словесное ударение, повышение и понижение громкости голоса; темп чтения, соблюдение орфоэпических и грамматических норм, отсутствие искажений слов при чтении; а также проверяются умение обучающихся видеть и использовать при чтении графические символы, в частности знак ударения, сопровождающий имена собственные и сложные термины, владение навыком правильного склонения имён числительных при чтении. Общий максимальный балл за первое задание – 2.

Задание 2: подробный пересказ прочитанного текста с включением приведённого высказывания. На подготовку отводится до двух минут. Пересказывая текст, важно сохранить не только всё основное содержание, но и постараться как можно точнее передать каждую микротему. При подготовке к заданию девятиклассник работает с текстом и с тематически связанным с ним высказыванием, так как он должен определить, в какой части текста использовать приведённое в задании 2 высказывание и правильно выбрать для этого любой способ цитирования. Важно, чтобы пересказ и включённое в него высказывание составляли цельный текст. Данные умения и оцениваются во время выполнения второго задания, максимальный балл – 5.

Вторая часть.

Задание 3: монологическое высказывание. Это задание имеет альтернативный характер: выпускнику предоставляется выбор одной из предложенных тем беседы. Все предложенные темы соответствуют знаниям, жизненному опыту, кругу интересов, психологическим особенностям школьников подросткового возраста, но ученику, делая выбор, важно понимать: по данной теме ему есть, что сказать, и есть, о чём затем вести диалог (опыт у каждого человека свой), так как важен объём высказывания – не менее 10 фраз. Отличие реализуемых целей и набор специфических средств зависит от того, какой тип речи (описание, повествование, рассуждение) будет в основе высказывания. Монологическое тематическое высказывание создаётся с опорой на вербальную (помощь-подсказка, на чём можно построить ответ) и визуальную (чёрно-белая фотография) информацию; на подготовку даётся одна минута. Выпускник, строя высказывание, и позже, включаясь в диалог, должен учитывать речевую ситуацию (где? с кем? с какой целью?). Монологическое высказывание должно характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, отсутствием логических ошибок. Максимальный балл – 3.

Задание 4: диалог. По окончании монологического высказывания собеседник-экзаменатор вступает с учеником в диалог: задаёт вопросы, продолжая беседу по теме монолога. Вопросы экзаменатора и ответы сдающего должны помочь разнообразить содержательный и языковой аспекты речи экзаменуемого, стимулировать сдающего к расширению языкового материала и к использованию новых типов речи. Например, монолог представлял собой описание предложенной фотографии, а ответы на вопросы – краткое спонтанное рассуждение или повествование по этой же теме. Оценивается диалог в целом по всем ответам учащегося на вопросы, общий балл – 2.

Оценивание правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (часть 1) и заданий 3 и 4 (часть 2) производится в целом,  по 4 максимальных балла.

Общее количество баллов за задание 1 уменьшается на 1 балл, если участник итогового собеседования пересказал текст не подробно, а СЖАТО.

Если участник итогового собеседования не приступал к выполнению задания 2, то по критериям оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 ставится не более двух баллов.

Если участник итогового собеседования не приступал к выполнению задания 3, то по критериям оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 ставится не более двух баллов.

Результаты собеседования участники узнают в своей школе не позднее 5 календарных дней после проведения.

Подробно с содержанием КИМ итогового собеседования 2020 года и критериями его оценивания можно ознакомиться на сайте ФИПИ http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory, в разделе «Русский язык. Итоговое собеседование».

По данным материалам можно провести тренировку итогового собеседования, проверить готовность к нему. 


Рекомендации родителям для домашней подготовки обучающихся  к итоговому собеседованию

1.  Изучить материалы итогового собеседования, представленные на сайте ФИПИ (  http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory, раздел «Русский язык»).

2.  Провести домашнюю тренировку выполнения детьми заданий демонстрационного варианта ФИПИ итогового собеседования.

3.  Для подготовки к собеседованию можно использовать материалы раздела «Говорение» учебников по русскому языку 2-9 классов. В материалах  представлены задания, ответы к ним и критерии оценивания каждого задания по четырём видам речевой деятельности (чтение, письмо, слушание, говорение), а также основным разделам науки о языке.

4.  Для подготовки к  выполнению задания 1 «Чтение теста» рекомендуется подбирать тексты научно-публицистического характера (примерно 1000 слов). При чтении ребенком текста необходимо обращать внимание на соблюдение орфоэпических норм, соответствие интонации пунктуационному оформлению текста и соответствие темпа речи коммуникативной задаче. Важно ориентировать детей на осмысленное чтение с расчетом на последующий пересказ.

5.  Для подготовки к  выполнению задания 2 «Пересказ текста» рекомендуем при пересказе прочитанного текста обратить внимание на повторение (сохранение)  микротем исходного текста, отсутствие грамматических и речевых ошибок или искажения слов.

6.  Для подготовки к  заданию 3 «Монолог» рекомендуется провести беседы по темам «Посещение музея (театра)», «Экскурсия», «Поход», «Любимая книга (фильм)», «Космос», «Наука» и т.д. Попросите ребенка составить монологическое высказывание.  Обратите внимание на то, чтобы монолог ребенка по теме состоял не менее чем из 10 фраз, в нем отсутствовали фактические ошибки. Монолог должен иметь смысловую цельность, речевую связность и последовательность, а также логичность изложения.

7.   Для подготовки к заданию 4 «Диалог» рекомендуется родителю выступить в качестве собеседника. Задайте по теме предыдущего монолога вопросы, которые позволят более подробно раскрыть тему. Обратите внимание на то, чтобы ребенок дал на все вопросы полные, а не односложные ответы.

8.   Важным при подготовке к итоговому собеседованию является соблюдение временного регламента подготовки и выполнения заданий (указан в КИМ).

«Устный русский»: известные ораторы дают советы российским выпускникам

Как сдать итоговое собеседование по русскому в девятом классе интервью с заместителем директора Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Ольгой Котовой.

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (программа основного общего образования)

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (программа основного общего образования)

Критерии оценивания выполнения заданий контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ